-
Если бы в школе мне сказали, что стану
профессиональной актрисой, никогда бы не
поверила, - рассказывает Лена. - Я жила в
небольшом рабочем поселке, недалеко от
Вологды. Какая перспектива была впереди?
Работа сельским учителем, возможно,
библиотекарем. Но кто-то правильно сказал,
что жизнь наша - цепь случайностей, которые
на самом деле закономерны. Именно так со
мной и вышло. В поселок приехала
замечательная женщина, которая открыла
детскую театральную студию, и я пришла туда.
У меня началась совершенно новая и
потрясающе интересная жизнь. Каждый день я
прибегала из школы и старалась как можно
быстрее и лучше сделать уроки. «Только бы
отпустили в театр», - думала я. Здесь мы
работали, отдыхали, устраивали праздники, и
вскоре я уже просто не представляла себя
без коллектива студии.
-
Получается, что когда вы окончили школу, то
уже знали, что пойдете по «актерской
дорожке»?
- Я хотела. Но в тот момент, как мне казалось,
это была недостижимая мечта. Приехала
поступать в Ярославль. Конкурс на
факультете был большой. Каждый отборочный
тур проходил для меня тяжело, и, когда
оставались уже последние шаги, наступило
нервное истощение. Я чувствовала, что не
могу говорить, думать, такие элементарные
действия, как сидеть, ходить, давались с
большим трудом. И вот опять та самая
закономерная случайность. На вокзале ко мне
подошел мужчина, он оказался священником.
Этот человек каким-то совершенно
невероятным способом помог мне выйти из
оцепенения. Посла разговора с ним я обрела
не только веру в себя, но и почувствовала
большой приток сил и энергии. Я поступила. А
на последнем курсе в наш институт приехал
Станислав Гронский. Он выбирал ребят для
совместной работы, пригласил и меня. Мечта
детства - жить поближе к морю - становилась
реальностью. Конечно же, я согласилась.
-
Какое первое впечатление оставил Краснодар?
-
Мне очень понравилась улица Красная. Почему-то
она ассоциировалась с морем. Казалось, что
где-то рядом вот-вот появится пристань с
маленькими парусниками. Я живу в Краснодаре
больше десяти лет. Теперь это уже родной город, моя
вторая родина.
-
Вы играете в театре десять лет. Это разные
спектакли, множество ролей. Есть среди них
любимая? А может быть, та роль, ради которой
вы пришли на сцену, еще впереди?
-
Для артиста каждая роль - «его ребенок». Он
растет и переживает вместе с ней. Кого бы ни
играл актер, он вкладывает в своего героя
частичку себя. Я люблю всех своих героинь.
Но ближе всего сейчас мне образ Сонечки
Мармеладовой. Может быть, потому, что эта
героиня помогла мне раскрыться как
личности, открыть новую страницу в
творчестве. Меня настолько поразило ее
отношение к людям и миру, ее любовь к
ближнему, отречение от себя ради других. В
ней совершенно нет эгоизма. Это человек с
сильным внутренним стержнем, основа
которого - вера. Но в то же время - личность с
большими внутренними проблемами. А героини,
которых я бы хотела сыграть?.. Почти каждая
девочка в детстве мечтает оказаться на
месте Золушки, наверное, так же молодые и
романтичные актрисы грезят о роли
Джульетты, но сейчас меня больше привлекают
драматические судьбы. Например, Антигона из
античной трагедии.
-
Чтобы войти в образ героя, который
испытывает сильное чувство любви к другому
человеку, нужно ли самому испытывать его?
-
Для актера очень важен жизненный опыт, так
как образ героя он «пропускает» через себя.
Именно поэтому профессионалы в театре - в
основном те, кому за тридцать. Когда я
только пришла на сцену, вряд ли смогла бы
сыграть серьезную драматическую роль. Я
была чистая, наивная, совершенно не знающая
жизни провинциалка. Девочка, которая
смотрела на мир сквозь розовые очки, видела
вокруг только светлое и красивое. Любовь
для меня была чем-то эфемерным, а такое
понятие, как прагматизм, просто не
существовало. Я читала «Алые паруса» Грина
и верила, что когда-нибудь появится мой
принц. Сейчас мне намного проще, я знаю, что
такое любовь, ненависть, потеря близких,
всевозможные переживания и страдания. Я
расту, и мои героини растут вместе со мной.
-
Если ситуация вдруг сложится так, что вы не
сможете больше играть на сцене. В какой еще
профессии вы бы смогли найти себя?
-
Раньше думала, что в журналистике. У меня
был даже небольшой опыт в этой области.
Несколько лет назад меня пригласили в
качестве тележурналиста на фестиваль «Кино-шок»
в Анапе. Я брала интервью у актеров. Сейчас,
наверное, скорее занялась бы
благотворительностью. Почему-то с годами
становлюсь все более чувствительной к
чужому горю. Бывает, смотрю по телевизору
репортаж о бездомных детях или передачу «Служба
спасения» и без слез не обходится. Хочется
по возможности помочь людям, сделать, пусть
немногих, но хоть чуточку счастливее.
-
А сами вы чувствуете себя счастливым
человеком?
-
Когда твоя профессия не только работа, но и
увлечение, когда тебе интересно то, что
делаешь, когда понимаешь, что все не зря,
чего еще можно желать? Я счастлива, если
вижу, что зрители уходят после спектакля не
с пустыми сердцами. Самые отзывчивые и
благодарные среди них - дети. Они плачут и
смеются вместе с нами, актерами. Их
непосредственность, чистота души и
переживание за судьбы героев просто не
позволяют нам плохо играть. Часто после
спектаклей муж говорит мне: «Представляешь,
какой ты счастливый человек. Несколько
часов ты пробыла в другом мире, прожила
другую жизнь, другую судьбу». Совсем не
многим это
дано.
-
А как актеры обычно выходят из неординарных
ситуаций, случающихся во время спектакля?
-
Со мной почему-то часто происходили
печальные истории. Помню, играла Марселлу в
«Тряпичной кукле» по Гибсону. В начале
первого акта по сценарию моя героиня,
умирающая девочка, лежит на кровати. К ней
приходят куклы, которые пытаются вернуть ее
к жизни. Два героя берут меня за руки и ноги
и начинают раскачивать. И один из них
случайно роняет меня, я падаю и ударяюсь о
кровать. Как оказалось потом, сломала
копчик и два позвонка. Но спектакль надо
играть. Вышла танцевать, поняла, что не могу,
и села, слезы все время текли из глаз, благо
это ложилось на образ. Так отыграла два акта.
Самое интересное, что дети так ничего и не
поняли, но в глазах коллег я видела вопросы: «Что
произошло? как ты?
выдержишь ли? держись!».
-
Выходит, что у людей вашей профессии не
такой уж безопасный труд. А как отдыхают
актеры?
-
Ходим в кино, в кафе, иногда с друзьями
выезжаем за город - подышать чистым
воздухом. Не поверите, но так же ходим в
театр, как самые обычные зрители.
-
Вы хотите, чтобы ваши дети стали актерами?
-
Пожалуй, нет. Может быть, именно потому, что
жизнь актера зависит от случая. Ты не знаешь,
какую роль тебе дадут, в каком спектакле
будешь играть. Перед тем как сыграть
Сонечку, я около года просидела без работы.
С одной стороны, не играть долгое время -
плохо, а с другой - за это время во мне
накопилось столько нереализованной
творческой энергии, я так хотела вновь
выйти на сцену, что когда получила эту роль,
отдалась работе настолько полно, насколько
вообще может это сделать актер.
-
Новый год - праздник, в который сбываются
мечты. Какие они у вас?
-
Я хочу, чтобы все мои близкие были здоровы. А
самое сокровенное желание не говорю никому.
Я загадаю его в новогоднюю ночь. Знаете, что
нужно сделать, чтобы оно исполнилось? Перед
боем курантов написать на бумажке желание,
но обязательно одно, иначе не сбудется. (В
прошлом году я загадала два. Только одно из
них - сыграть Сонечку Мармеладову - осуществилось.)
С первым ударом курантов сжечь листок,
высыпать пепел в шампанское и успеть выпить
его до двенадцатого удара. Если все
сделаете верно, мечта обязательно сбудется.
Наталья КУЗНЕЦОВА
Спектакли и роли:
Ф. Достоевский. "Убивец." | Софья Семеновна Мармеладова |
И. Тургенев. "Месяц в деревне." | Верочка |
Дж. Селинджер. "Над пропастью во ржи." | Фиби Колфилд |
А. Дюма. "Молодость Людовика XIV." | Жоржетта, дочь садовника |
А. Шапиро. "Датская история." | Китаянка |
Ю. Энтин, Г. Гладков. "Шиворот-навыворот." | Подружка |