Елена Дементьева

Елена Дементьева- Если бы в школе мне сказали, что стану профессиональной актрисой, никогда бы не поверила, - рассказывает Лена. - Я жила в небольшом рабочем поселке, недалеко от Вологды. Какая перспектива была впереди? Работа сельским учителем, возможно, библиотекарем. Но кто-то правильно сказал, что жизнь наша - цепь случайностей, которые на самом деле закономерны. Именно так со мной и вышло. В поселок приехала замечательная женщина, которая открыла детскую театральную студию, и я пришла туда. У меня началась совершенно новая и потрясающе интересная жизнь. Каждый день я прибегала из школы и старалась как можно быстрее и лучше сделать уроки. «Только бы отпустили в театр», - думала я. Здесь мы работали, отдыхали, устраивали праздники, и вскоре я уже просто не представляла себя без коллектива студии.

- Получается, что когда вы окончили школу, то уже знали, что пойдете по «актерской дорожке»?

- Я хотела. Но в тот момент, как мне казалось, это была недостижимая мечта. Приехала поступать в Ярославль. Конкурс на факультете был большой. Каждый отборочный тур проходил для меня тяжело, и, когда оставались уже последние шаги, наступило нервное истощение. Я чувствовала, что не могу говорить, думать, такие элементарные действия, как сидеть, ходить, давались с большим трудом. И вот опять та самая закономерная случайность. На вокзале ко мне подошел мужчина, он оказался священником. Этот человек каким-то совершенно невероятным способом помог мне выйти из оцепенения. Посла разговора с ним я обрела не только веру в себя, но и почувствовала большой приток сил и энергии. Я поступила. А на последнем курсе в наш институт приехал Станислав Гронский. Он выбирал ребят для совместной работы, пригласил и меня. Мечта детства - жить поближе к морю - становилась реальностью. Конечно же, я согласилась.

- Какое первое впечатление оставил Краснодар?

- Мне очень понравилась улица Красная. Почему-то она ассоциировалась с морем. Казалось, что где-то рядом вот-вот появится пристань с маленькими парусниками. Я живу в Краснодаре больше десяти лет. Теперь это уже родной город, моя вторая родина.

- Вы играете в театре десять лет. Это разные спектакли, множество ролей. Есть среди них любимая? А может быть, та роль, ради которой вы пришли на сцену, еще впереди?

- Для артиста каждая роль - «его ребенок». Он растет и переживает вместе с ней. Кого бы ни играл актер, он вкладывает в своего героя частичку себя. Я люблю всех своих героинь. Но ближе всего сейчас мне образ Сонечки Мармеладовой. Может быть, потому, что эта героиня помогла мне раскрыться как личности, открыть новую страницу в творчестве. Меня настолько поразило ее отношение к людям и миру, ее любовь к ближнему, отречение от себя ради других. В ней совершенно нет эгоизма. Это человек с сильным внутренним стержнем, основа которого - вера. Но в то же время - личность с большими внутренними проблемами. А героини, которых я бы хотела сыграть?.. Почти каждая девочка в детстве мечтает оказаться на месте Золушки, наверное, так же молодые и романтичные актрисы грезят о роли Джульетты, но сейчас меня больше привлекают драматические судьбы. Например, Антигона из античной трагедии.

- Чтобы войти в образ героя, который испытывает сильное чувство любви к другому человеку, нужно ли самому испытывать его?

"Молодость Людовика XIV". Жоржетта.- Для актера очень важен жизненный опыт, так как образ героя он «пропускает» через себя. Именно поэтому профессионалы в театре - в основном те, кому за тридцать. Когда я только пришла на сцену, вряд ли смогла бы сыграть серьезную драматическую роль. Я была чистая, наивная, совершенно не знающая жизни провинциалка. Девочка, которая смотрела на мир сквозь розовые очки, видела вокруг только светлое и красивое. Любовь для меня была чем-то эфемерным, а такое понятие, как прагматизм, просто не существовало. Я читала «Алые паруса» Грина и верила, что когда-нибудь появится мой принц. Сейчас мне намного проще, я знаю, что такое любовь, ненависть, потеря близких, всевозможные переживания и страдания. Я расту, и мои героини растут вместе со мной.

- Если ситуация вдруг сложится так, что вы не сможете больше играть на сцене. В какой еще профессии вы бы смогли найти себя?

- Раньше думала, что в журналистике. У меня был даже небольшой опыт в этой области. Несколько лет назад меня пригласили в качестве тележурналиста на фестиваль «Кино-шок» в Анапе. Я брала интервью у актеров. Сейчас, наверное, скорее занялась бы благотворительностью. Почему-то с годами становлюсь все более чувствительной к чужому горю. Бывает, смотрю по телевизору репортаж о бездомных детях или передачу «Служба спасения» и без слез не обходится. Хочется по возможности помочь людям, сделать, пусть немногих, но хоть чуточку счастливее.

- А сами вы чувствуете себя счастливым человеком?

- Когда твоя профессия не только работа, но и увлечение, когда тебе интересно то, что делаешь, когда понимаешь, что все не зря, чего еще можно желать? Я счастлива, если вижу, что зрители уходят после спектакля не с пустыми сердцами. Самые отзывчивые и благодарные среди них - дети. Они плачут и смеются вместе с нами, актерами. Их непосредственность, чистота души и переживание за судьбы героев просто не позволяют нам плохо играть. Часто после спектаклей муж говорит мне: «Представляешь, какой ты счастливый человек. Несколько часов ты пробыла в другом мире, прожила другую жизнь, другую судьбу». Совсем не многим это Елена Дементьева дано.

- А как актеры обычно выходят из неординарных ситуаций, случающихся во время спектакля?

- Со мной почему-то часто происходили печальные истории. Помню, играла Марселлу в «Тряпичной кукле» по Гибсону. В начале первого акта по сценарию моя героиня, умирающая девочка, лежит на кровати. К ней приходят куклы, которые пытаются вернуть ее к жизни. Два героя берут меня за руки и ноги и начинают раскачивать. И один из них случайно роняет меня, я падаю и ударяюсь о кровать. Как оказалось потом, сломала копчик и два позвонка. Но спектакль надо играть. Вышла танцевать, поняла, что не могу, и села, слезы все время текли из глаз, благо это ложилось на образ. Так отыграла два акта. Самое интересное, что дети так ничего и не поняли, но в глазах коллег я видела вопросы: «Что произошло? как  ты? выдержишь ли? держись!».

- Выходит, что у людей вашей профессии не такой уж безопасный труд. А как отдыхают актеры?

- Ходим в кино, в кафе, иногда с друзьями выезжаем за город - подышать чистым воздухом. Не поверите, но так же ходим в театр, как самые обычные зрители.

- Вы хотите, чтобы ваши дети стали актерами?

- Пожалуй, нет. Может быть, именно потому, что жизнь актера зависит от случая. Ты не знаешь, какую роль тебе дадут, в каком спектакле будешь играть. Перед тем как сыграть Сонечку, я около года просидела без работы. С одной стороны, не играть долгое время - плохо, а с другой - за это время во мне накопилось столько нереализованной творческой энергии, я так хотела вновь выйти на сцену, что когда получила эту роль, отдалась работе настолько полно, насколько вообще может это сделать актер.

- Новый год - праздник, в который сбываются мечты. Какие они у вас?

- Я хочу, чтобы все мои близкие были здоровы. А самое сокровенное желание не говорю никому. Я загадаю его в новогоднюю ночь. Знаете, что нужно сделать, чтобы оно исполнилось? Перед боем курантов написать на бумажке желание, но обязательно одно, иначе не сбудется. (В прошлом году я загадала два. Только одно из них - сыграть Сонечку Мармеладову - осуществилось.) С первым ударом курантов сжечь листок, высыпать пепел в шампанское и успеть выпить его до двенадцатого удара. Если все сделаете верно, мечта обязательно сбудется.

Наталья КУЗНЕЦОВА

 Спектакли и роли:

Ф. Достоевский. "Убивец."  Софья Семеновна Мармеладова
И. Тургенев. "Месяц в деревне."  Верочка
Дж. Селинджер. "Над пропастью во ржи."  Фиби Колфилд
А. Дюма. "Молодость Людовика XIV."  Жоржетта, дочь садовника
А. Шапиро. "Датская история."  Китаянка
Ю. Энтин, Г. Гладков. "Шиворот-навыворот."  Подружка

 

   На главную 

Hosted by uCoz